Конкурсный проект
«ВЗЛЕТ» на ВДНХ

Конкурс

Конкурс 4 сезона проекта «ВЗЛЕТ» проходит среди художников, графиков, скульпторов, фотографов, медиа и видеохудожников, а также авторов, работающих в области пересечения искусства и науки в пяти направлениях: 

  • Мода
  • Фотография
  • Искусство
  • Art&Science
  • Видеоарт

Кураторы

Ольга Шишко

Ольга Шишко

Направление: Видеоарт

Тема: Новые мифы

Миф всегда и обязательно есть реальность... Он не выдумка (А. Лосев) 

Мифы пронизывают все формы жизнедеятельности людей. Жизнь немыслима без мифотворчества. Миф является уникальным механизмом управления и «текстом» (словесным и визуальным) культуры: он управляет человеком, проникая в его внутренний мир, сферу сознания и подсознания. Миф может программировать человека, род, племя, общество. В конечном итоге миф создает особую мифологическую реальность, которая начинает восприниматься человеком как истина, как объективная реальность. 

М. Мамардашвили в книге «Введение в философию//Мой опыт нетипичен», определяя миф как «машину культуры», считал, что «человек есть искусственное существо, рождаемое не природой, а саморождаемое через культурно изобретенные устройства, такие как ритуалы, мифы, магия и т.д., которые не есть представления о мире, не являются теорией мира, а есть способ конструирования человека из природного, биологического материала».

Миф внушает нам, что реальность неполноценна. В мифе происходит слияние или распыление границ реальности и вымысла. Сегодня художники находят разломы и разрывы, в которых продолжают существовать обряды и ритуалы, закрытые сообщества. 

Чтобы искать, нужно иметь, сказал Николай Кузанский пятью веками раньше, но иметь логику или веру? Может быть, веру в логику? Впрочем, и вера не лишена логики... Сегодня многие медиахудожники выбирают веру в миф. 

Другое пространство как реальность — важная тема медиаискусства. Миф о подмене реальности дискурсивными симулякрами порождает самые энергичные мифы о другой реальности, безусловной и неконвенциональной. 

Современное общество создает новые ритуалы, образы, обряды. Все вещи нашего обыденного опыта тоже мифичны. Сегодня искусство становится проводником в другие миры и пространства, порталом для наблюдения за современностью через призму истории и мифа, демонстрирующего современный мир, в котором одновременно могут существовать архаичные традиции и общество потребления. Мы ждем проекты, объектом исследования которых становится ткань современности, в которой сплетены мифы, легенды, обряды и ритуалы, а также технологии, порождающие новые пространства и мышление.


Подробнее

Искусствовед, специалист в области искусства новых технологий, куратор направления «Пушкинский ХХI», учредитель «МедиаАртЛаб»

Игорь Мухин

Игорь Мухин

Направление: Фотография

Меня интересуют документальные фото-проекты (очень надеюсь увидеть неожиданное решение темы волнующее сегодня общество); интересны арт проекты во всем сегодняшнем многообразии жанров попадающих под описание - «фотография». Я готов поддержать выставкой интересную авторскую фото-книгу. Прошлый выставочный сезон, возможно через место презентации у большинства участников конкурса ассоциировался с темой полета, невесомости, следами авиа катастроф и прочая. Я поддержал проект «Молодые, но не сломленные» где тема «путешествия за искусством» идеально совпадала с выставочным залом - салоном самолета. В этом сезоне у проекта ВЗЛЕТ иное пространство, довольно непростое и участников конкурса прошу внимательно ознакомиться с фотографиями и планом места презентации финального проекта.

Подробнее

Фотограф, преподаватель в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Двукратный призер конкурса «Серебряная камера». Работы находятся в коллекциях: Государственная Третьяковская галерея, музей «Московский дом фотографии», The Museum of Modern Art (New York, USA), The Corcoran Gallery of Art (Washington D.C.), Fonds National d’Art Contemporian (FNAC, Париж), Wien Museum и др.

Дмитрий Булатов

Дмитрий Булатов

Направление: Art&Science

В конкурсных заявках мне интересна разработка интерпретации искусства и науки как непрерывной динамической игры, в которой свобода выбора и креативность не считаются атрибутами только человеческого. Этот процесс динамического взаимодействия живых и неживых элементов знает и признает, что это и есть его природа. Он знает, что все активно, неисчерпаемо и потенциально, а порядок – есть лишь одно из многочисленных проявлений хаоса.

Подробнее

Художник, теоретик искусства, куратор. Организатор выставочных и издательских проектов в области art&science и новых медиа. Его произведения были представлены на различных выставках и фестивалях, в т.ч. на 49-й и 50-й Венецианских биеннале (2001, 2003), Ars Electronica (ORF, 2002) и мн.др. Организовал и курировал более двадцати международных проектов и выставок, в т.ч. “SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное” в рамках программы “Марибор – Культурная столица Европы 2012” (Словения). Автор книг и антологий по современному искусству, член редакционных советов журналов “DOC(K)S” (Франция) и “NOEMA” (Италия). Дважды лауреат национальной премии в области современного искусства “Инновация” (Россия, 2008, 2013). В 2014 году был номинирован на “Золотую Нику” фестиваля Prix Ars Electronica (Австрия) в разделе “Visionary Pioneers of Media Art”.

Михаил Сидлин

Михаил Сидлин

Направление: Искусство

Тема: В направлении будущего

Хорошо только то искусство, которое беременно будущим, - считал Александр Родченко. Конкурсанты предлагают свои проекты развития современного искусства в следующем десятилетии 21 века, представляя собственное творчество как отправную точку роста.

Подробнее

Художественный критик, преподаватель истории фотографии в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко с момента основания в 2006 году. Куратор Украинского павильона на 51 Венецианской Биеннале (2005) и других выставок современного искусства («Сейчас – зима» в ЦТИ «Фабрика», 2007, «Боль и воля» в Stella Art Foundation, 2017, «Прорыв» в Фонде культуры «Екатерина», 2018). Автор более 500 статей об искусстве, опубликованных с 1993 года в более чем 50 российских и зарубежных изданиях.

Андрей Якоби

Андрей Якоби

Направление: Мода

Тема: Лаконичность в футуризме

Несмотря на авиационно-космический контекст, исходящий из названия проекта и места проведения итоговой выставки, в 2019 году мы будем говорить о лаконичности в футуризме. Именно такой общественный запрос прогнозируется в ближайшем будущем из-за пресыщения потоками информации, социальными сетями и тотальной диджитализации повседневной жизни. Содержание превалирует над формой, «буйство красок» уступает место простым формам, лаконичным содержательным принтам, глубоким и осмысленным графическим образам, сознательному выбору натуральных или искусственных высокотехнологичных материалов будущего.

Подробнее

Основатель и директор агентства REAL PROFIT GROUP, специализирующегося на управлении и развитии проектами в области российской индустрии моды с 2009 г. (стартовая поддержка малых и промышленных дизайнерских торговых марок одежды, стратегическое планирование, маркетинг, реклама, оптовые продажи, работа со СМИ, организация и проведение съемок, показов, презентаций, участие в выставках и др.). Руководитель официального пресс офиса крупнейшей деловой выставки моды в Восточной Европе CPM – Collection Premiere Moscow, с 2013 г. Издатель собственного проекта компании – делового печатного журнала об индустрии моды России FASHIONOGRAPH (выходит с 2014 г. дважды в год). Преподаватель, ведущий более 6 лет авторские курсы по коммуникациям и развитию бизнеса в области моды в РАНХиГС, МХПИ и БВШД.

Кураторы о конкурсе

Видеоарт / Ольга Шишко

Ваши ожидания от участников конкурса проекта «ВЗЛЕТ» в своей категории?

Я ожидаю, что у меня много мифотворцев будет в этом проекте, потому что мне действительно кажется, что тема «Новые мифы», над которой я и сама работаю как куратор, будет очень интересна художникам. Она дает возможность побыть на границе между вымыслом и реальностью и почувствовать, что же в этой реальности каждому не хватает, это очень важно любому художнику. Вообще-то, любой художник мифотворец, поэтому я жду интересных проектов, и я жду проектов, которые показывают, насколько сегодня в одном и том же обществе могут сосуществовать два сознания: и архаичное, и очень прогрессивное и технологичное.

Выставочный зал проекта «ВЗЛЕТ» в павильоне «Космос» — отчасти нестандартное пространство для молодых авторов. Какие могут быть преимущества или сложности при работе над концепцией выставки?

С командой, которая делает проект «ВЗЛЕТ», все трудности преодолимы. На первый взгляд кажется, что в зале многовато лепнины, колонн, слишком большие окна, но, с другой стороны, это лучшее выставочное пространство проекта в сравнении с теми, которые были до этого. Экспозицию можно планировать по-разному: можно все закрыть, можно сделать просто куб, можно сделать целую планету, новый универс, можно сделать какой-то мифологический лабиринт, т.е. сам зал предполагает вариативность работы. Большого зала вообще никогда не стоит бояться, из большого зала ведь легче сделать маленький, чем наоборот.

Что авторы могут ожидать для себя от участия в проекте «ВЗЛЕТ» или аналогичных конкурсных проектах для молодых дизайнеров?

— Они должны ожидать от себя в первую очередь проектов, в которые вложатся профессионалы, поэтому это точно будет проект перфекционистский, который сможет потом быть выдвинут и на премию «Инновация», и на премию Кандинского, и на другие западные премии. Художникам, принимавшим участие в проекте «ВЗЛЕТ», в портфолио всегда ложился очень хороший проект, и они всегда были очень довольны тем, какова была реализация их идеи. Поэтому я желаю всем участникам удачи!

Почему вам было интересно стать куратором проекта «ВЗЛЕТ»?

Я очень люблю работать с молодыми художниками, потому что сотрудничество с молодыми авторами мне всегда кажется очень увлекательным. Молодые художники, как правило, максималисты, у них пока нет конъюнктурности, в них еще есть жажда жизни, в их головах всегда очень свежие идеи. Я люблю отсматривать проекты молодых, узнавать, чем они живут, потому что очень боюсь потерять связь с ними и ужасно боюсь, когда интервал между нами все больше и больше увеличивается. Вообще предпочитаю в жизни общаться больше с молодыми.

Мода / Андрей Якоби

Ваши ожидания от участников конкурса проекта «ВЗЛЕТ» в своей категории?

— Хочется видеть интеллектуальный подход к тому, как можно одеть женщину или мужчину. Не сомневаюсь, что даже самые безумные творческие идеи можно «упаковать» в ту форму, которую поймут и оценят, которой восхитятся и захотят для себя. Новый сезон конкурсного проекта будет особенным, ведь мы покажем, как на самом деле высокий полет творческой мысли может сочетаться с абсолютно осмысленной формой, материалами — и явить моду нового времени.

Выставочный зал проекта «ВЗЛЕТ» в павильоне «Космос» — отчасти нестандартное пространство для молодых авторов. Какие могут быть преимущества или сложности при работе над концепцией выставки?

— Главные задачи при подготовке любой выставки — это идейная цельность, понятная и читаемая для зрителя концепция, а также, безусловно, интересная актуальная тема. Если все это есть, от выбранного зала уже мало что зависит. В случае с павильоном «Космос» скорее можно говорить о высокой степени ответственности автора — для соответствия бесспорно значимому статусу выставочной площадки. Надеюсь, будущий победитель проекта проявит свои таланты на высоте.

Что авторы могут ожидать для себя от участия в проекте «ВЗЛЕТ» или аналогичных конкурсных проектах для молодых дизайнеров?

— Любой конкурс — это прежде всего проверка себя, профессиональное испытание. Я вижу в таких проектах исключительно возможность к росту. Она может воплотиться в виде конкретных призов или подарков, приглашения к сотрудничеству, например на стажировку, или же просто новых важных знакомств. Самое главное — все эти возможности использовать на 100%. Проект «ВЗЛЕТ» предоставит победителю уникальный шанс создать вместе с куратором персональную выставку, которая будет работать целых пять недель и запуск которой ознаменуется масштабным открытием.

Почему вам было интересно стать куратором проекта «ВЗЛЕТ»?

— Мне далеко не все равно, каких новых участников «рождает» наш рынок индустрии моды, и я считаю большой удачей возможность хотя бы косвенно влиять на этот процесс. С помощью преподавательской деятельности и организации профессиональных конкурсов можно прививать нужные, с моей точки зрения, мысли и ценности, взгляды и подходы — тем, кто завтра будет полноценным игроком на поле. Как один из кураторов проекта «ВЗЛЕТ», я вижу своей задачей не только выбор достойного финалиста, но и предоставление ему максимума возможностей для дальнейшего профессионального роста уже вне проекта.

ИСКУССТВО / Михаил Сидлин

Ваши ожидания от участников конкурса проекта «ВЗЛЕТ» в своей категории?

— Я жду мощного проекта от автора, который в состоянии освоить и присвоить любое предоставленное ему пространство.

Выставочный зал проекта «ВЗЛЕТ» в павильоне «Космос» — отчасти нестандартное пространство для молодых авторов. Какие могут быть преимущества или сложности при работе над концепцией выставки?

— Молодой художник получает редкую возможность масштабной выставки в дворцовом по сути зале, с высокими потолками и естественным светом, заливающим помещение через огромные окна, в чем состоит и сложность, и привлекательность павильона.

Что авторы могут ожидать для себя от участия в проекте «ВЗЛЕТ» или аналогичных конкурсных проектах для молодых художников?

— Идеальная стартовая площадка для рывка вперед и выше.

Почему вам было интересно стать куратором проекта «ВЗЛЕТ»?

— Меня в этом проекте привлекает возможность запустить новую звезду.

ФОТОГРАФИЯ / Игорь Мухин

Ваши ожидания от участников конкурса проекта «ВЗЛЕТ» в своей категории?

— Очень надеюсь увидеть: 
а) Документальную серию фотографий о жизни в России глазами молодого перспективного автора. 
б) Арт-проект. Фотография сегодня настолько разнообразна, что боюсь и загадывать, что именно это может быть.

Выставочный зал проекта «ВЗЛЕТ» в павильоне «Космос» — отчасти нестандартное выставочное пространство для молодых авторов. Какие могут быть преимущества или сложности для работы над концепцией выставки?

— Место действительно нестандартное — огромный зал, напоминающий скорее зал дворца. Молодой автор должен понимать, что фотографию в рамке паспарту нельзя повесить на гвоздь на мраморную стену, но есть система быстро возводимых стендов, подиумов и другие способы экспонирования объектов и фотографий. Выставка может сопровождаться выпуском каталога или авторского ЗИНа.

Что авторы могут ожидать для себя от участия в проекте «ВЗЛЕТ»?

— Творческую поддержку проекта от команды специалистов ВДНХ. Это и архитекторы, и дизайнеры, это решение полиграфических и административных вопросов. Ну и презентация выставки в легендарном павильоне в юбилейный для ВДНХ год.

Почему вам было интересно стать куратором проекта «ВЗЛЕТ»?

— В Москве сложилась поддержка молодых художников фондами, грантами, стипендиями, есть презентация первого персонального выставочного высказывания — в галерее «Старт». С фотографией не так все просто, есть стипендии для членов Фотосоюза, но с выставочной презентацией все гораздо сложнее. Мне было интересно посмотреть, какие темы волнуют сегодня молодых авторов, сравнить с проектами, возникающими рядом в Сети, в учебных заведениях, на курсах. Выбор одного из нескольких вполне достойных молодых авторов — большая ответственность и интересное событие!

ART&SCIENCE / Дмитрий Булатов

Ваши ожидания от участников конкурса проекта «ВЗЛЕТ» в своей категории?

— Мне интересны заявки молодых и образованных людей. Тех, кто постоянно задается вопросом: что такое «современность»? А это довольно сложный вопрос, поскольку разные области знания и деятельности человека дают на него различные ответы. Художник, работающий с технологическим искусством, существует на пересечении множества временнЫх координат. С одной стороны, он живет в современности, которая взыскует социальной скорости и технологической адекватности, а с другой — пребывает в длительной традиции искусства, которая нивелирует понятие времени. Способность удержать в своем проекте разные аспекты современности — это нелегкая задача и настоящий вызов для молодого художника.

Выставочный зал проекта «ВЗЛЕТ» в павильоне «Космос» — отчасти нестандартное выставочное пространство для молодых авторов. Какие могут быть преимущества или сложности для работы над концепцией выставки?

— На мой взгляд, все сложности и бонусы связаны со спецификой места, с контекстом павильона. Он говорит нам: «Человек — это хозяин Вселенной». А раз так, значит, мы можем преобразовывать этот мир ради достижения некой предустановленной цели. Сегодня эта позиция кажется проблематичной. Она ведет к неминуемым ответам со стороны окружающей среды вроде техногенных катастроф. На самом деле имеет место то, о чем нам постоянно твердят искусство и философия, — никакие мы здесь не командиры, ни в чем. Все вокруг нас меняется во времени и никогда не функционирует по плану. Окружающий мир всегда находится в состоянии движения, и мы никогда не знаем, как он отреагирует на наши инициативы. И каждый раз это будет сюрприз.

Что авторы могут ожидать для себя от участия в проекте «ВЗЛЕТ» или аналогичных конкурсных проектах для молодых авторов?

— В первую очередь самореализации. На сегодняшний день нет ничего более ценного, чем возможность реализовать свои идеи и создать что-то совершенно новое. Современные разработки в области art&science демонстрируют нам, что это могут быть изобретения или открытия, философские метафоры или инновационные продукты. Все то, что называется сегодня новаторским интеллектуальным проектом. Второе, чего могут ожидать участники, — это вхождение в институциональный контекст. Не секрет, что современное искусство, несмотря на его кажущуюся открытость, являет собой систему с довольно жесткими институциональными рамками. И именно она сегодня создает актуальный контекст, в котором реализуется художник.

Почему вам было интересно стать куратором проекта «ВЗЛЕТ»?

— Из профессиональных соображений. Я воспринимаю кураторство как составную деятельность. С одной стороны, это, безусловно, отбор неких объектов или практик, классифицируемых как технологическое искусство. На этом уровне они существуют независимо от других объектов или практик. А также от той истории, которую они могли бы поведать, окажись они в рамках одной выставки. С другой стороны, это рассказ, который включает в себя сочетание этих объектов или практик для образования связного суждения. Адресат такого высказывания — зритель, он в итоге и устанавливает отношения между этими уровнями для полного понимания высказывания. На мой взгляд, проект «ВЗЛЕТ» предоставляет мне эти профессиональные возможности.

 

Условия участия

  • К участию в конкурсе приглашаются авторы в возрасте от 18 до 30 лет.
  • Стать участниками конкурса могут граждане РФ.
  • Заявку может подать как один автор, так и творческая группа.
  • Один автор или одна группа авторов может подать одну Заявку по каждому направлению конкурса.
  • Объекты выставки не должны быть сделаны из драгоценных/полудрагоценных материалов или камней;
  • Объекты выставки не должны содержать рекламного, политического, экстремистского, религиозного подтекста, порнографического или эротического содержания, пропагандирующего нарушения норм морали или права, насилие или содержащее сцены насилия, употребления алкоголя, наркотических средств и табакокурения, оскорбляющие религиозные чувства;
  • Объекты выставки должны быть рассчитаны на аудиторию 0+


Выбор победителей

  • В каждом направлении конкурса выбирается один победитель или группа победителей.  
  • Победителя(ей) конкурса в каждом направления выбирает куратор этого направления с привлечением при желании эксперта.
  • В заявках оценивается оригинальность и содержательность концепции выставки, возможность реализации выставки на площадке проекта «ВЗЛЕТ», опыт участника конкурса (на основании портфолио), соответствие концепции выставки заявленной теме конкурса (в случае ее объявления куратором).

ПРАВИЛА КОНКУРСА

ФОТОГРАФИИ ЗАЛА «ВЗЛЕТ» В ПАВИЛЬОНЕ «КОСМОС» 2019/2020

Сроки проведения проекта

КАТЕГОРИЯ МОДА

Старт открытого конкурса с 29.01.2019
Прием заявок до 18.03.2018
Публикация итогов не позднее 22.03.2019
Проведение выставки 20.06.19-28.07.19

КАТЕГОРИИ ФОТОГРАФИЯ / ИСКУССТВО / ART&SCIENCE / ВИДЕОАРТ

Старт открытого конкурса с 29.01.2019
Прием заявок до 30.04.2019
Публикация итогов не позднее 21.05.2019
Проведение выставок:

  • 22.08.19-29.09.19
  • 22.10.19-24.11.19
  • 17.12.19-26.01.20
  • 18.02.20-29.03.20